Как научиться красиво писать ребенку и взрослому: печатные и прописные буквы, аккуратно и быстро

Зачем нужен красивый почерк

Мы уже затронули эту тему, но теперь разберем подробнее. Несмотря на то, что с каждыми годом количество записей, сделанных от руки, сокращается, уступая место компьютерному набору, важность аккуратного почерка трудно переоценить.

Красивый почерк

Многие не придают значения тому, как пишут, и совершенно напрасно, ведь красивый и разборчивый почерк:

  • помогает правильно воспринять текст, минимизирует ошибки,
  • не раздражает того, кто читает написанное,
  • дисциплинирует во время письма,
  • станет идеальным помощником при создании поздравительных открыток и прочих торжественных надписей,
  • говорит в пользу вашего характера.

Задумавшись обо всех этих аспектах, вероятно, стоит уделить чуть больше внимания своему почерку, поскольку он является неотъемлемой частью индивидуального стиля человека, которая видна окружающим.

Трудности красивого почерка

Красивый почерк ручкой удается не всем. Чтобы ему научиться требуются много времени и упорства.

Чтобы уметь быстро и аккуратно писать каллиграфическим почерком с закорючками, необходимо изучить нюансы, перечитать специальную литературу.

Во многих книгах описываются виды письма печатными и прописными буквами, способы написания цифр, букв на русском, на английском и на других языках мира.

022

Прежде чем научиться красиво писать в тетради, стоит изучить трудности этого важного дела:

  • Правильные буквы даются не каждому. Можно учиться годами, но так и не получить каллиграфического почерка. В этом случае сильное желание не всегда помогает.
  • Сложнее научиться писать аккуратно левой рукой. Для этого требуется соблюдать наклон тетради, может потребоваться специальная ручка для левшей.Но все равно почерк может быть слегка размашистым, а буквы кривыми.
  • Чтобы писать грамотно и без ошибок важно много читать. Это повышает грамотность человека, делает его общительным, интересным.Но на это может потребоваться дополнительное время, терпение и желание.
  • Красивому письму тяжело научить взрослых и детей. Если дети до этого ручкой рисовали фигуры, рисунки, то теперь им придется делать новое, писать буквы, выводить слова.

Причины неправильного почерка

Часто у всех причины неправильного почерка одинаковые. Важно понять их, разобрать и избавиться.

033

Это поможет быстрее научиться каллиграфическому письму с правильными буквами и цифрами:

Причина Описание
Неправильное положение тела, рук, неправильная осанка, позиция Если при письме соблюдать правильную осанку, держать необходимое положение тела, рук, то буквы будут получаться ровными, под необходимым углом. Письмо станет четким, аккуратным и быстрым
Неправильное положение тетради и ручки Тетрадь должна находиться под углом 10-150. Это условие поможет занять правильное положение, позволит легко передвигать ручку от начала строки к концу.

У правши тетрадь должна быть под наклоном вправо, а левши – влево.

Ручку необходимо выбирать с правильной длиной 15 см, в центре должна быть резинка, чтобы пальцы не скользили

Плохо развитая моторика у детей может привести к появлению дрожащих букв Посмотрите на предложения, которые пишет ребенок, если в них буквы кривые, неаккуратные с ломаными линиями, то это все дело в неразвитой моторике.

Для этого необходимо в домашних условиях выполнять специальные упражнения на развитие моторики

Недостаточный уровень развития пространственного восприятия Это не серьезная проблема, она проходит самостоятельно.

Многие родители видя, что ребенок путает буквы, и чтобы он писал без ошибок, заставляют его переписывать текст по несколько раз. Но делать этого не нужно

Как держать ручку правильно

Распространенные ошибки захвата:

  • Указательный палец напряжен, сильно согнут и держится с большим на одном уровне ручки. При правильном захвате он расслаблен и располагается чуть ближе к кончику ручки, чем большой.
  • Ручку нельзя класть в ямку между большим и указательным пальцем. Ее нужно держать.

Осанка и рабочее место

Рабочее место
Чтобы выработать правильный почерк, очень важно наличие правильного рабочего места и корректная осанка. Перед началом упражнений займите удобную позу. Ступни ног должны упираться в пол, спина прямая, прижата к спинке стула. Между вашим животом и краем рабочего стола должно быть расстояние размером с кулак. Всем этим нехитрым правилам нас обучали еще в начальной школе.

Писать нужно на ровной и твердой поверхности, сидя на удобном стуле при хорошем свете. На столе должно быть много рабочего пространства. Писать где-то в углу, скрутившись в позе эмбриона, нельзя.

Лист бумаги на столе нужно расположить так, чтобы его верхний левый угол был немного выше, чем правый. Тогда вы сможете контролировать наклон букв и расслабите кисть.

При письме должно работать не только запястье, но и мышцы предплечья и даже плеча. Благодаря этому вы сможете контролировать размах почерка и его направленность.

Подбираем хорошие инструменты

В любом процессе важен не только человеческий фактор, но и оборудование. Написание текста от руки – не исключение. Вы сами должны выбрать, какой ручкой вам удобнее писать – шариковой или перьевой.

Перьевая ручка
Многие советуют делать выбор в пользу второго варианта, утверждая, что такая модель позволит быстрее поставить идеальный почерк. Однако в данном случае все индивидуально. Только старайтесь избегать тонких ручек – вам придется прилагать дополнительные усилия, чтобы удерживать ее, соответственно, пальцы будут постоянно напряжены. Иногда полезно применять специальную резиновую насадку, которая помогает держать ручку на оптимальном расстоянии от наконечника.

Что касается бумаги, то здесь, опять же, все индивидуально. Ее выбор зависит от поставленных целей. Иногда можно обойтись и тетрадью в узкую линейку, которая помогает быстрее освоиться с оптимальным размером букв, а предложения не будут «ползти» вверх. Использование бумаги в клетку поможет проще заметить самые частые ошибки, совершаемые вами при письме.

Левшам поставить технику письма сложнее, чем правшам.

Это обусловлено, как минимум, тем, что человек не видит то, что он пишет. Вам приходится неестественно выгибать руку, что, конечно, влияет на качество письма. В этом случае вам помогут специальные ручки для левшей, обладающие изогнутой формой и специальным наконечником.

Все это позволяет захватить и держать ручку правильно и не прикладывать дополнительных усилий при письме. Чернила в таких моделях высыхают очень быстро, так что смазать старательно написанные буквы вы не успеете.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку (шариковую или перьевую), без ребер, хорошие тетради, чтобы письмо было легким и приятным. (К сожалению, современные производители порой предлагают настолько некачественные письменные принадлежности и тетради, что писать в них одно мучение).

Как правильно держать ручку при письме

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев («рисует») или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

  • расстояние между словами;
  • расстояние между буквами;
  • размер букв;
  • наклон;
  • нажим на бумагу;
  • ровность строк;
  • четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
  • стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Плохой почерк

Исправление почерка

Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?

Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.Каллиграфия для детей 6-7 лет упражнения.jpg

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».

— Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

— Да я их и так всегда путаю…

— И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

— Это что же за буквы такие?

— Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

— Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

— В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

— Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

— Сколько букв «И» в слове «ириска»?

— Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

— Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

— Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

— Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

— Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

— Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.